6 советов, следование которым поможет добиться хороших результатов в изучении иностранного языка

27.04.2021

1. Прогресс в языке – результат интенсивности, а не экстенсивности

Как показывают собственный опыт и наблюдения в качестве директора школы иностранных языков, прогресс всегда достигается интенсивностью, а не экстенсивностью. Лучше заниматься чаще, но меньшее количество времени за один раз, усиливая при этом динамику занятия, чем заниматься реже, увеличивая длительность одного занятия. Первый сценарий значительно увеличивает продуктивность каждого занятия. Увеличение динамики занятия означает, что обучающийся не должен спать и расслабляться, на протяжении всего занятия должно присутствовать интеллектуальное напряжение.

Чем чаще ваш ребенок будет заниматься языком, тем ощутимее будет прогресс — это правило, и исключений из него нет.

В идеале изучаемый иностранный язык должен присутствовать в жизни обучающегося каждый день, можно только менять форму подобного присутствия, с этим можно и экспериментировать, благо, многочисленные доступные образовательные ресурсы это позволяют сделать.

Например, мой старший сын начал изучать английский язык, когда ему было три года. Два раза в неделю он занимался в школе в группе, и каждый день мы занимались с ним дома — по вечерам, в течение пятнадцати минут (больше в этом возрасте и нужно) повторяли слова, используя карточки и кубики с картинками. Раза три в неделю использовали видео контент — мне очень нравятся super simple songs, но с видео — главное не переборщить (30 минут три раза в неделю вполне достаточно), все-таки от живого общения с ребенком образовательный эффект лучше.

Спустя десять месяцев результат был просто отличный, его словарный запас был порядка 100 слов (на тот момент ему не было и 4).

2. Система и время сделают свое дело

Главное- системность, регулярность и настойчивость. Отсутствие видимого результата даже в течение длительного промежутка не должно демотивировать. В этом зачастую кроется ошибка — не видим результата, кажется, что ребенку неинтересно, он не воспринимает информацию и занят своим делом, ощущение, что разговариваешь сам с собой. Это не так!

Не бросаем — системность и время сделают свое дело, результат будет обязательно. Нет на свете детей, не способных выучить иностранный язык, просто каждому нужно разное количество времени. У детей прогресс в обучении зачастую носит скачкообразный характер. Но прогресс- всегда результат систематических усилий, и он никогда не наступает, если работа с ребенком ведется от случая к случаю.

3. Используйте коммуникативный подход

Даже с самыми маленькими (хотя с ними, пожалуй, в первую очередь) стараемся не использовать не используем родной язык. Ребенок знакомится с иностранным языком и воспринимает языковые структуры в процессе общения гораздо эффективнее, чем в процессе академического структурирования материала. Преподнесение материала на родном языке и вовсе снижает эффективность обучения практически до нуля. И понятность материала в этом случае лишь иллюзорна, так как обучающийся никогда не сможет применить в речевой практике, то, что он, как ему показалось, понял. Например, я с пятого класса могла отлично пересказать на русском языке правила применения present perfect, но в спонтанной речи я это грамматическое время не использовала, пока не побывала на стажировке в Англии и не окунулась в языковую среду с головой. Вот тут- то я быстро прочувствовала в каком контексте уместно употреблять это, на самом деле очень часто употребляемое время (оно очень важно для английского, в нем сокрыта идеология языка, как мне кажется).

Если преподаватель не ведет урок иностранного языка на этом же языке, он либо облегчает себе задачу в ущерб результату обучающегося, либо он не профессионал.

4. Не бойтесь менять преподавателей, заниматься с разными педагогами

Язык -это средство общения, общайтесь как можно больше и с разными людьми. Во-первых, вы будете воспринимать стиль, лексикон, произношение разных людей, во-вторых, у вас разрушится языковой барьер. Если ребенок изначально будет заниматься с тремя педагогами, барьера и не возникнет изначально.

5. Не бойтесь сложностей

Читайте сложные тексты, слушайте сложные аудио. Преодоление — это путь прогресса. Если прочитав текст, вы поняли все, данное упражнение не эффективно в контексте изучения языка. Оптимальная эффективность, с моей точки зрения, достигается, если уровень незнакомых слов в тексте примерно 30%.

6. Ставьте реальные цели

Если по каким- то причинам у вас нет возможности заниматься каждый день с ребенком 4 лет, но есть возможность водить его на занятия два раза в неделю в языковой центр, не нужно рассчитывать, что через полгода он заговорит как билингвальный ребенок, а вот ждать, что он полюбит английский язык , научится идентифицировать английскую речь, есть все основания. Цели эти достойные, их достижение, поверьте, создаст прочную основу для изучения языка ребенком впоследствии, и движение будет плавным и поступательным. И он будет Вам благодарен. А изначальная постановка реалистичных целее спасет вас от разочарования в дальнейшем.